?стория отношений человека и кошки

кошка_и_человекПо историческим данным кошка живет вместе с человеком около шести тысяч лет. При том, что кошка считается домашним животным — она своенравна, совершенно независима и очень отличается своим поведением и нравом от других домашних животных — коров, коз, даже собак. В процессе совместной жизни с людьми кошки изменились сами и изменили человека.

Гениальный Редьярд Киплинг смоделировал историю первого знакомства человека с кошками и, вполне возможно, что он оказался недалёк от истины. Кошки и человек мирно сосуществовали, может быть, человек кидал дикой кошке объедки, а кошка отпугивала от его жилища крыс и мышей. При этом, скорее всего человек и кошка мало интересовались делами друг друга. Собственно говоря, жизнь деревенских кошек, у которых по определению больше свободы, чем у городских, и сегодня весьма похожа на ту, которую обозначил писатель.

Что касается «одомашнивания» кошек, то стоит отметить, что ещё на территории Древнего Египта найдено изображение кошки на камне. Все бы ничего, но на кошке был ошейник. Какое еще доказательство одомашнивания кошки нам надо?

Впрочем, появление кошки в жизни человека в тот период вполне логично. У человека появилась острая необходимость охраны запасов зерна от крыс и мышей, которые проявляли к зерну большой интерес. Во время войны с Нубией древние египтяне сумели наловить в чужих землях кошек, которых предполагалось использовать для борьбы с грызунами. Кошек привезли домой наравне со слоновой костью, драгоценностями и рабами.

Кошки довольно быстро прижились на новом месте, приобрели большой авторитет и даже стали священным животным, причем всенародно любимым, имеющим целую кучу привилегий, пользующихся огромным уважением народа и знати, и даже поклонением.

Кошки жили главным образом на территории храмов, посвященных различным языческим божествам. В честь этих животных устраивались шумные празднества, на которых играла музыка, плясал и веселился народ, в общем, назвать эту богиню плохой нельзя никак. Статуэток кошки из самых различных материалов было найдено просто неисчислимое количество.

Помимо статуэток кошки найдены были еще и кошачьи мумии, общим количеством около полумиллиона экземпляров.

Кошка, хоть и была весьма дорога в Египте в то время, но и плодовита она была не меньше, чем сейчас. Это привело к тому, что практически каждая египетская семья сумела обзавестись кошкой, а, кто побогаче — и не одной. Причём жилось кошачьим у египтян очень хорошо. Если друг случалось, что загорался дом —  кошку спасали в первую очередь, а уже потом шли дети и всё самое ценное (если оно было).

Смерть кошки считалась самым большим горем египтян в мирное время. Даже смерть кого-либо из домочадцев не могла сравниться с этим несчастьем. Это был полноценный траур, вся семья обрезала коротко волосы и сбривала брови.

Кошка не только имела право ходить, где захочется, ей были обязаны уступать дорогу на любых улицах! За убийство феллаха наказывали штрафом и плетьми, за убийство кошки — смертная казнь без вариантов. Душа умершего хозяина переселялась в кошку, поэтому умирать ему, или ей (хозяйке) было не страшно. Люди, определенная часть населения страны, жили гораздо тяжелее своих кошек.

?ностранцы, живущие в Древнем Египте, любви такой к кошкам отнюдь не испытывали, если иностранец нечаянно или намеренно убивал кошку, он рисковал быть растерзанным возмущенной толпой, если поблизости не будет стражников. Если они будут — его предадут смерти чуть позже и более организованно.

Такая безраздельная любовь к кошкам в конечном итоге вышла боком для египтян — персидский царь Камбиз, выиграл битву с Древним Египтом, применив очень тонкую военную хитрость — первые ряды персидских воинов держали на руках кошек вместо обычных щитов. Он знал, что египетские лучники не смогут стрелять по этим животным.

Конечно, для кошек это было золотое время. Египтяне запретили вывозить кошек из страны, но потом завоеватели Египта, в частности римляне, помогли распространению кошек практически по всей Европе.

В раннем средневековье для укрепления религиозных позиций требовались идеологические враги. Кто это мог быть? Конечно ведьмы, то есть, в основном, оклеветанные женщины, равными с которыми считались и кошки. В вину кошкам ставилось пребывание в пантеоне языческих богов, хождение по ночам неизвестно где и зачем и светящиеся в темноте глаза. По большому счёту европейцы обвинили кошек во всём том, за что их ценили на территории древнего Египта.

Кошек, как и ведьм, пытали (будто под пытками они могли что-то рассказать), жгли огнем, топили, сбрасывали с высоких башен, рубили головы, четвертовали. Все это делалось при большом скоплении народа, празднично и торжественно, с величавыми церемониями. Больше всех в те времена не повезло чёрным кошкам.

В исламских странах, в отличие от Европы, кошек почитали и уважали, там ненависть и презрение изливалась на собак. По легенде пророк Магомед отрезал рукава у халата, чтобы уйти по делам не потревожив кошек, которые на них спали.

Что касается России, то здесь кошек не обожествляли. Но и никакого преследования их тоже не было. Кошка жила в доме, собака во дворе, каждый знал своё место и делал свое дело. Отношение к кошкам можно понять по русским сказкам, а также картинам многих русских художников, где кошка, как правило, изображалась во вполне доброжелательном ключе.

С развитием науки — медицины, биологии, анатомии, физиологии — кошек всё чаще начали «привлекать» в качестве «пособий» и подопытных животных. Человек познавал мир и живые организмы, а кошка умирала во славу науки. Почему то в те времена, возможно, для оправдания, бытовало мнение, что такие животные как кошки (или собаки) боли не чувствуют.

На сегодняшний день существуют страны, где кошек употребляют в пищу, к счастью, не так много. Мех кошки, также, много где ценится за прочность.

В целом же во всём мире считается, что кошка — это домашнее существо, веками живущее рядом с человеком, которое по праву можно считать, пусть и несколько своенравным, но другом. Количество людей, по-настоящему бескорыстно любящих этих прекрасных животных постоянно возрастает. А кошки, невзирая на все перипетии нашей общей истории, продолжают существовать рядом с человеком и радовать тех, кто ценит её общество.